Река Мана

Река Мана протекает в Красноярском крае России. Является правым притоком реки Енисей.

Длина 475 км. Площадь бассейна 9320 км2.

Берет своё начало в Верхманском озере (стык Манского, Кутурчинского и Канского белогорья в северных отрогах Восточного Саяна).

Питание смешанное, с преобладанием снегового и большой долей дождевого. Средний расход в 44 км от устья 98 м3 /сек. Замерзает в 1-й половине ноября, вскрывается во 2-й половине апреля — начале мая.

В русле Маны много островов, крутых поворотов с прижимами, подводных (в «малую» воду - надводных) камней, перекатов, мелей; есть шиверы. В верховьях - два порога: Соболиный («Труба») - второй-третий по категории трудности в зависимости от уровня воды, и Большой Манский порог - четвертой-пятой категории трудности. На пороге ежегодно проводится Чемпионат края по водному слалому.

Манский порог находится у подножия Кутурчинского белка (1765 м), по склонам которого к вершине простираются четыре скальные гряды с неприступными живописными скалами, так называемыми Манскими Столбами, похожими на огромных сказочных зверей, с гротами и сквозными арками, высотой до 20 метров. За Большим порогом Мана спокойна, сохраняет быстрое течение, встречаются только отдельные камни, топляки, нависающие над водой деревья-«расчески», мели и шиверки.

Вдоль реки Маны, от устья реки Крол до разъезда Лукашевич, проложен участок (около 50 км) знаменитой железнодорожной «трассы мужества» Абакан-Тайшет, который стал неотьемлемой частью Манского ландшафта. Одна из сложнейших в Сибири трасса стала символом мужества, подвига первопроходцев-изыскателей и строителей железной дороги. Труд изыскателей трассы Абакан-Тайшет А.Кошурникова, К. Стофато, А.Журавлева в суровый военный 1942 год приравнен к фронтовому подвигу. Трасса трижды переходит с берега на берег Маны, раскинув высоко над рекой железобетонные арки мостов: выше устья реки Крол, в районе разъездов Хабайдак и Кой. Ниже разъезда Лукашевич на правом берегу с воды видно черное жерло Манского тоннеля, самого длинного на железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Ниже по течению - только две шиверы, требующие внимания при сплаве по Мане: Урманская, в среднем участке реки, ниже пос. Урман (проход под правым берегом), и «Перекоп», в нижнем участке реки (проход под левым берегом). Это небольшие порожки, шумливые, веселые, серебристые,в принципе неопасные для прохождения по «небольшой» воде на современных плавсредствах даже по центру шиверы.

«Перекоп» - это скалистый перешеек на одном из крупных меандров Маны, всего метров сто, а плыть надо по петле реки около пяти километров. Летом, в жаркую солнечную погоду, сюда приходят пешком приезжают на автомашинах сотни красноярцев - покупаться, рыбу половить удочкой, ночь провести на таежном воздухе у костра, «попрыгать» через валы шиверы на водных мотоциклах, водных лыжах...

Мана является сплавной рекой и до 1986 года по ней велся молевой сплав леса. В 1930-1940-ых, а позднее в 2000—2003 годах в верховьях велась промышленная добыча золота (Юльевский прииск).

Правый берег Маны, на расстоянии 20-40 км от устья, является естественной границей заповедника «Столбы».

Река Мана — излюбленное место отдыха красноярцев. Очень популярен сплав по реке от Берети до Усть-Маны. Прохождение всего маршрута занимает 2 дня.

По Мане можно совершать водные, пеше-водные (комбинированные), лыжные, пешеходные походы (по Кутурчинскому, Манскому белогорьям) - от походов выходного дня (для активного отдыха,оздоровления) до многодневных спортивных маршрутов второй-третьей категории сложности. Сплавляться по Мане и путешествовать пешком по белогорьям можно с мая до сентября, но наиболее благоприятное время для летних походов - июль, начало августа. В это время обычно жаркие дни (до 30-35 °С) и теплые ночи. Можно купаться, рыбачить (здесь водятся: стерлядь, таймень, ленок, хариус, щука, окунь, налим, елец, сорога, ёрш, пескарь, вьюн, пресноводный бычок, гольян), собирать ягоды и грибы.

На Мане, в районе поселка Выезжий Лог, проходили съёмки художественного фильма «Хозяин тайги» и нескольких эпизодов «Сибирского цирюльника».




  Copyright © 2008, «т/к Ермак»