14.12.2010

Матвеев Владимир

Красноярские Столбы: поход по речке Моховой

В первое воскресенье декабря 2010 года наша группа из трех человек (Владимир и Надежда Матвеевы и Сергей Стригунов) решила пройтись по речке Моховой, которая протекает по заповеднику «Красноярские Столбы». Для лучшего понимания нашего рассказа советую иметь под рукой карту заповедника (при отсутствии можно обратиться: www.stolby.ru; zapovednik.stolby.ru; www.24gps.ru; www.Google.ru).

Путь до Моховой это всего 7,5 км от Предмостной площади по улицам Матросова и Свердловской (трасса М-54, Красноярск - Абакан) до реки Базаихи. Затем, по её правому берегу, свернув на улицу Базайскую проезжаешь 3,9 км до поворота в долину Моховой (или 1,5 км от конечной остановки автобусов №№ 30, 37 ), и ещё 700 м до места парковки.

Пешая часть нашего маршрута началась в десять часов от карьера с высоты примерно 240 метров над уровнем моря, t – 8-9C

Сама речка Моховая даже и на речку не тянет, так, ручей протяженностью километров шесть. А вот обрамление Моховой, это глубокий лог и более десяти скал и скальных массивов, словно ожерелье расположились амфитеатром в её обоке на живописных хребтах от устья до истоков. Эти Ближние Столбы могут привести в восторг самого взыскательного любителя природы: направо пойдешь на Такмак попадешь, один из самых мощных выходов сиенита на территории заповедника и виден из многих окон красноярцев. Слева по ходу одна скала краше другой : сначала трехскальный Ермак с пещерами и пустотами в «теле», а так же возможностью увидеть с его вершин практически весь город, за ним Китайская стенка, (название говорящее само за себя), затем скальная группа Воробушки, где на мощном скальном основании возвышаются причудливые каменные фигуры, носящие характерные образные названия: Гнездовье, Жаба, Цыпа. Именно отсюда многие известные Красноярские фотографы «наваяли» свои нетленки с видом на Такмак и любимый город, и очень эффектный кадр со скалой Китайская стенка, которая в данном ракурсе скорее напоминает динозавра.

Но в тот день мы миновали природные достопримечательности нижней части Моховой, а также спортбазу «Руйговку». Дошли до Первого распадка, где осмотрели довольно мощный скальный массив, на наш взгляд незаслуженно обделенный вниманием, даже имя ему не дали! А ведь с вершин здешних утесов можно порадовать глаз красотой Такмаковского скального района, и реально убедиться в том, что Такмаковская гряда состоит из пяти скал: Такмака, Большого Беркута, Могола, Позвонков и Тотема. А взглянув, в сторону Воробушек увидеть - почему одна из вершин получила название Цыпа. Кроме того, здесь можно полазать по скалам и испытать многие другие положительные эмоции, обычно возникающие при посещении подобных мест.

Продвигаясь далее по долине Моховой подошли к границе ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО РАЙОНА (ТЭР), где начинается буферная зона, для прохода по которой требуется разрешение администрации заповедника (подробно см. zapovednik.stolby.ru). Во избежание заморочек можно построить маршрут по иному: по Глаголевой Рассохе подняться к скалам М.Беркут и Орлик, т.е. не выходить за границы ТЭР. У нас же было разрешение на группу из трех человек. Поэтому, покидая долину речки продолжили намеченный путь в сторону скал Гривка, Мумия и избы Идея. Перед нами лежал свежий нетронутый снег, глубиной примерно 30-40 см. на крутом склоне, с подъемом до отметки 550 м. Однако особых трудностей на этом подъеме не испытали, за прошедшую осень приходилось «работать» и в более сложных условиях.

В избе «Идея» познакомились с одним из её «отцов - основателей» Анатолием, который живописал нам 35- летнюю историю стоянки. За это время изба отстраивалась семь раз! Всего за несколько минут нашего общения Анатолий успел осветить множество самых разных вопросов по истории и географии заповедника. Так что, его можно смело выдвигать на присвоение звания «ходячая энциклопедия Столбов».

Со скал возле избы полюбовались распахнувшейся перед нами панорамой Столбов в долине Моховой, и ещё раз воочию убедились, что с западной стороны перед Воробушками протянулась скальная гряда не обозначенная на картах, значит есть новая тема для похода . А пока двинули вверх, к Каштаковской тропе. Спустя несколько минут, преодолев высоту 648 метров, продирались через мощные снежные заносы на скалках Столбовской видовки, чтобы лицезреть уже Столбы Центрального района заповедника. Причем эта точка значительно отличается от более раскрученных видовых площадок, так как позволяет известные скалы увидеть в новом «свете», иных пропорциях и ракурсах. В первую очередь, это относится к Львиным воротам и Перьям. Ещё со Столбовской видовки есть возможность осмотреть с высоты птичьего полета и разобраться в хитросплетениях скальных гряд в долинах ручьвв Хилого, Ельничной Рассохи и Огневки, правых притоков речки Лалетиной. Наряду с этим, для любителей малолюдных мест рекомендуем спуск с видовки по Малиновому ручью к Лалетинской тропе.

А вот приличных фотографий 5 декабря нам сделать было не суждено, в виду «нефотогеничности» погоды. Полное отсутствие солнца; низкое, серое, безликое небо; непрозрачность воздуха; слегка портили впечатления от увиденных, из-за этого монотонных пейзажей.

Программа дня была выполнена: высота 620 метров покорена, позади 6 км пешего пути. Однако страсть к освоению новых территорий победила и наша компания двинулась вперёд по Каштаковской тропе, к Манскому свороту (который опять выходит за пределы ТЭР), что бы за день обойти всё «ОЖЕРЕЛЬЕ» Моховой. Позади одна за другой оставались скалы Пятак, Мотылек, Монах, Каштаковские паровозы и едва заметные фрагменты Городской видовки, по рейтингу они, конечно, уступают многим другим столбовским «собратьям». Зато праздник души нам устроил заснеженный (в буквальном смысле Сказочный) лес. Застать его в таком состоянии, редкая удача. Даже в описываемый день, когда забрались на одну из вершин Откликных, видели лесные участки, где ветер уже успел сдуть снег, по крайней мере с макушек.

Отмечу, что туристы не имеющие допуска в буферную зону, как правило, продолжают своё движение по Каштаковской тропе мимо скал Первенец, Предтеча они направляются к Четвертому столбу или скале Перья, попадая там на Кольцевую тропу Центрального района Столбов.

Мы же после Манского сворота двинулись по Центральному Куйсумскому хребту. На нем Сергей подивился премудростям природы, сумевшей ювелирно создать довольно узкий, извилистый гребень хребта, причем на большом расстоянии. Гряда Откликных оказалась на самом деле протяженнее, чем представлялась. Лишь в конце, когда уже не надеялись, нашли красивое место, которое изображено на стр. 109 книги А.Л.Яворского «Столбы» /Красноярск, Тренд, 2008.

Откликные
Откликные

Откликные

 

Болтливость через меру неприятна,
Молчанье лишь понятно иногда,
При шуме устаешь, при тишине обратно
Чего-то хочется, звучащего всегда.

Таков, знать, человек непостоянный,
Ему не просто угодить.
И, нужно думать, все не без изъяна,
Далёко за примером не ходить.

От шумного ручья спешим в затишье леса,
Из тишины лесов - к журчанию ручья,
От шума города идет другой повеса
К немым камням с своим крикливым Я.

И я ходил в года былые
И отдых там, в камнях, искал,
И к жизни камни Откликные
Певучим эхом вызывал.

Пути мои тайгой неисчислимы,
Где ни оставил я своих следов,
Куда ни позвала тропой незримой
Бродяжная звезда в краю камней, лесов.

Пути иные вовсе необычны,
Но тем и интересны ведь они,
Что ново все, не так привычно,
Как там, где ночью ноги знают пни.

И я любил пути такие,
Едва заметные тропинки по хребтам,
По ним преграды никакие
Не создавал лешак моим ногам.

Со стрелки двух пенящихся Калтатов
Мне нужно попадать к Столбам.
Ручьем хоть не прямик, но глуховато,
К тому ж был дождь, и сыро там.

Обокою ручья по северному склону
Быстренько б можно добежать,
Но для чего давать такого гону:
Поспешность хороша лишь блох имать.

Пойду другим хребтом, где суше,
Им доберусь в столбовский дом.
Там нет такой трущобной глуши,
Прекрасным Откликным хребтом

Идет тропинка в гору прямо,
Чуть-чуть не от ручья подъем.
Хребет крутой, хребет упрямый,
И теплый пот один на нем.

Но мне пути давно знакомы,
Я бью короткий мерный шаг.
И, невзирая на истому,
Взошел и не вспотел. Никак.

Как здесь прекрасно на вершине,
Такая тишина кругом!
А там сквозь лес видна долина,
И в ней Калтатов шум и гром.

Теперь с большой тропы сверну я,
Спущуся вниз в седло и там
Опять взберусь на Откликные
И ими потяну к Столбам.

Я так и сделал. Быстрым ходом
Сбежал в седло. Но тут как раз
Я вспомнил - можно ж мимоходом
Зайти в Копыто хоть на час.

Да! Я давно бывал в Копыте,
Ну как же в нем не побывать!
И я, набравшись дикой прыти,
Давай трущобиною гнать.

Осинник здесь растет густущий,
И не подстать бы быстрый ход,
Но нас, столбистов, тут вот пуще
Азарт особенный берет.

Минут пять-шесть, и уж казалось —
Вот выйду к камням на простор,
Как что-то от меня помчалось
И затрещало, как мотор.

Глухарь! Он так порол по чаще
И заросль крыльями лупил.
Давно такой не знал я страсти,
Стоял, балдел, а он все уходил.

А напугался я. Еще бы,
Громада-птица, а полет,
Что делал он в такой трущобе,
Где невозможен даже ход?

Вот интересно, что-то значит,
Не трус я, что и говорить,
Лишь кто в лесу начнет маячить,
Вокруг да около ходить,

Я не сдержусь, иду навстречу,
Кто б ни был он, где и когда,
Я знаю, что всегда отвечу.
В обиду даться? Никогда!

О, сколько раз зверь косолапый
Встречался по тайге со мной,
Я не снимал учтиво шляпу,
Как тот пустынник в басне той.

Но первый не сходил с дороги.
А браконьеров так встречал:
Нож в ножнах, натиск, окрик строгий,
И их, обезоружив, гнал.

А тут вдруг струсил. Интересно.
Судьбе так надо было быть.
Зато я сознаюся честно,
Ведь от себя никак не скрыть.

Ай да глухарь, вот молодчага,
Какого храбреца вспугнул,
А сам от этой передряги
Над лесом где-то потонул.

Вот и Копыто. Вплоть добрался
И вышел из леска в мысок.
Под ним шалаш к скале прижался.
Уютный, славный уголок.

Вниз россыпь развалилась важно
И дремлет в белых лишаях,
За ней ложок направо, влажный,
Вода в пониженных местах.

За россыпью вниз прямо сосны,
И склон ушел в глухой провал,
Налево тот тянигуз злостный,
Которым взял я перевал.

А там все горы, горы, горы,
И в них шумит, ревет Калтат,
К нему с лесистого простора
Бегут ручьи, нащупав скат.

И вспомнил поиски Копыта.
Анюта мне поведала о нем,
А ей сказал его владелец. Скрыто
Держа его, как свой таежный дом.

Я шел тогда от Россыпушки
К Столбам дорогой, заодно —
Искал Копыто и избушку,
Как было мне говорено.

И я нашел Копыто сразу,
Сошел с мыска, пошел в обход,
И здесь в камнях, с косого глаза,
Я рассмотрел в жилище ход.

И помню - пил здесь чай с брусникой,
Она тут близко и растет,
И наслаждался видом диким
На тот заручьевой хребет.

Ещё наткнулись на тригопункт: высота 682м, .55 градусов 55,392 СШ , 92 градуса 46,875 ВД. (государственный геодезический знак с известными координатами и высотной отметкой. Расположен он так, чтобы с пункта можно было наблюдать минимум два соседних). При современном развитии спутниковых систем навигации GPS и Глонас тригопункты утратили свое практическое значение, но мы все равно зафиксировали с помощью GPS его координаты.

Добавлю, что наши экспедиции типичный пример, когда приятное общение с природой совмещается с полезным. Ведь у Сергея всегда при себе GPS навигатор Asus MyPal A639. Он записывает весь наш маршрут в отдельный файл, называемый треком. В дальнейшем его можно наложить, с помощью специальной программы, на растровую или векторную карты и затем, сидя за компьютером, визуально просматривая весь пройденный путь, можно вновь прочувствовать незабываемые впечатления от пребывания на природе. Кроме того, с помощью навигатора удобно отмечать нужные места и объекты, проставляя путевые точки. Добавлю, что все материалы наших экспедиций теперь используются при подготовке различных карт окрестностей Красноярска, выходящих под брендом «Сибирский путеводитель».

Приглашаем всех желающих принять участие в подготовке к выпуску полной версии карты «Окрестности Красноярска».

Но вернемся к конкретному походу 5 декабря. Вечерело, все красоты Откликных пересмотреть не успели, оставили это до лучших времен. На высоте 687 метров на карте обозначена развилка. Однако мы её «прозевали» и спохватились уже на подходе к скале Снегирь. Но сей факт нас порадовал, ведь не придется, как в прошлый выходной спускаться в темноте по курумнику мимо Китайской стенки!

Полшестого вечера, при свете налобных фонарей вышли к Цыпе. Допили чай и с высоты 545м продолжили «падение» в долину Моховой. Финиш в 18 час. 20 мин., прошли 15 км t – 8C

mva2427614@yandex.ru

Звонок из дома
Звонок из дома

Привал на Центральном  Куйсумском хребте
Привал на Центральном Куйсумском хребте

Тропа от речки Моховой к скалам Гривка и Мумия
Тропа от речки Моховой к скалам Гривка и Мумия

Вид с Каштаковской тропы на Городскую видовку
Вид с Каштаковской тропы на Городскую видовку

Фото: В. Матвеев



Еще по теме:

Объекты

   © 2008, «т/к Ермак», +7 (391) 24-28-255